Научно-образовательный центр гуманитарной инноватики

Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46-а, ауд. 102-в.

Телефон: +7 (910) 641-82-01 E-mail: l.sergievskaya@rsu.edu.ru

Начальник – доктор филологических наук,

профессор Л. А. СЕРГИЕВСКАЯ

 

Документовед – кандидат филологических наук

Мелехова Любовь Александровна. Резюме

Центр образован в январе 2011 года (протокол № 8 от 28 января 2011 г. заседания Учёного совета РГУ имени С.А. Есенина). 

Цель и основные задачи

Цель работы Центра – модернизация гуманитарной сферы научно-образовательной деятельности вуза на основе внедрения информационных технологий и дистанционного обучения в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.

Задачи Центра:

  1. Анализ состояния инновационно-технологической составляющей в преподавании гуманитарных дисциплин в практике высшей школы.
  2. Научно-методическая поддержка апробации новых методик дистанционного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе.
  3. Содействие информатизации исследований в области гуманитарных наук.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (за 2011 год) 

  ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (за 2012 г.)

1. Подготовлены материалы для аспирантов:

1) Программы для аспирантов Программы.

2) Перечень электронных ресурсов: диссертационные работы и научные публикации, посвящённые исследованию проблем формально-грамматического направления.

http://head.informika.ru/text/magaz/bullvak/6-96/b6-5.html

www.gaudeamus.ru/rus/prog28.htm

http://www-2005.rsu.edu.ru/chairs/rus1/downloads/2.pdf

www.gramota.ru Словари, справочники, онлайновая проверка правописания, консультации специалистов, законодательство, материалы по языкознанию, мониторинг культуры речи и многое другое.

www.philology.ru Библиотека научных трудов по языкознанию и литературоведению.

www.ruscorpora.ru Собрание грамматически размеченных русских текстов XIX-XXI вв. в электронной форме, удобной для автоматического поиска и научных исследований.

www.speakrus.ru Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания, изучения русского языка. Ссылки по теме. Файлы словарей и научных книг по теме.

www.therules.ru Сборник правил русского языка: орфография (правописание гласных и согласных, написание слитно и через дефис, пр.), пунктуация. Система поиска.

3) Образцы авторефератов диссертаций и рукописей диссертаций.

4) Образцы отзывов о статьях, авторефератах и диссертациях.

2. Защищена кандидатская диссертация Л.А. Мелеховой "Коннотация императива".

3. Опубликовано 12 научных трудов:

1) Мелехова Л.А. Коннотация императива: понятие и средства выражения. Известия Волгоградского государственного педагогического университета -2012-Т.66. - № 3. С.82-86. Рец. ВАК.

2) Мелехова Л.А. Инновационные технологии обучения русскому языку: on-line консультация. Студенческий научный поиск – науке и образованию XXI века: Материалы IV-й межрег. студ. науч.-практич. конф. СТИ / Под. Общ. ред. А.Г. Ширяева. – Рязань: СТИ, 2012. – С. 163-166.

3) Мелехова Л.А. Коннотация императива как экспрессивно-стилистическое явление русского языка. Рациональное и эмоциональное в языке и речи: слово – конструкция – текст: Межвуз. сборник научных трудов. – М: МГОУ, 2012. – С. 46-53.

4) Мелехова Л.А. Коннотация императива в прагматическом аспекте. Язык и социальная динамика: материалы Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участ. (24 мая 2012 г., Красноярск) : в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. А.В. Михайлов; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2012. – С. 388-392.

5) Сергиевская Л.А. Средства выражения авторской скромности в современном русском языке. Актуальные проблемы современной науки. Научная сессия «XIV Невские чтения». Материалы научных конференций 23-28 апреля 2012 г.) / Под общ. ред. Н.И. Озеровой. – СПб.: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2012. № 1 (3). - С. 68-72.

6) Сергиевская Л.А. Императивные пословицы в функционально-семантическом аспекте. Актуальные проблемы современной науки. Научная сессия «XIV Невские чтения». Материалы научных конф. 23-28 апреля 2012 г. / Под общ. ред. Н.И. Озеровой. – СПб.: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2012. № 1 (3). - С. 13-18.

7) Сергиевская Л.А. Функционально-стилистический аспект использования фразеологизмов в поэзии В.С. Высоцкого. Актуальные проблемы современной науки. Научная сессия «XIV Невские чтения». Материалы научных конф. 23-28 апреля 2012 г. / Под общ. ред. Н.И. Озеровой. – СПб.: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2012. № 1 (3). - С. 221-230.

8) Сергиевская Л.А. Гуманитарная инноватика как явление посткризисного периода. Экономическое развитие в посткризисном периоде. Сб. научных трудов по итогам Межкафедрального научно-методического семинара «Глобалистика и геоэкономическая стратегия»: 29 июня 2012 г. Отв. ред. Л.В. Шкваря, И.А. Родионова. – М.: Экониформ. РУДН, 2012. С. 214-218.

9) Сергиевская Л.А., Мелехова Л.А. Кризис классического синтаксиса. Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. Материалы IХ Международной научной конференции 18-19 августа 2012 г. Мадрид. – М.: МАНПО, 2012. С. 391-394.

10) Мелехова Л.А. Инновационные технологии как метод повышения качества гуманитарного образования. Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. Материалы IХ Международной научной конференции 18-19 августа 2012 г. Мадрид. – М.: МАНПО, 2012. С. 312-315.

11) Сергиевская Л.А., Мелехова Л.А. Формы гуманитарной инноватики. Педагогическое образование: вызовы ХХIвека. Материалы Ш Международной научно-практической конференции. 20-21 сентября 2012 г. Отв. ред. Е.А. Алисов. – Курск: Изд-во КГУ. В 2-х ч. Ч.П. 2012. С. 431-435.

12) Сергиевская Л.А., Мелехова Л.А. Лексический повтор как средство коннотации императива. Рациональное и эмоциональное в русском языке. Международная научная конференция 21-24 ноября 2012 г. – М.: МГОУ, 2012.

4. Участие в конкурсе инновационных проектов профессорско-преподавательского состава РГУ имени С.А. Есенина с проектом «Инновационная образовательная программа курса «Актуальные проблемы современного русского языка» для подготовки магистрантов и аспирантов». (Имеется Благодарственное письмо).

5. Участие в конкурсе «Студенческий научный поиск – науке и образованию XXIвека» – СТИ, г. Рязань. Автор исследования – Л.А. Мелехова. (Имеется Благодарственная грамота).

6. Осуществлено участие в десяти международных научных конференциях, в том числе в IХ Международной конференции «Европа и современная Россия». Мадрид. – М.: МАНПО (август, 2012 г.).

ОСНОВНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  РАБОТЫ (за 2013 год)

1. Разработан проект «Учебные занятия в режиме on-line» для участия в конкурсе инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ имени С.А. Есенина. (Имеется Благодарственное письмо).     

         Авторы: Л.А. Сергиевская, доктор филологических наук, профессор; Л.А. Мелехова, кандидат филологических наук.

          Аннотация проекта.

 Определены реальные перспективы инноватики и возможности использования инновационных методов с целью формирования бизнес-планов и решения коммерческих задач в учебном процессе. Оригинальным является интегративный подход к передаче знаний  на основе объединения образовательной, научной и инновационной деятельности педагогов. Впервые предлагаются  конкретные виды инновационных занятий, которые рекомендуются в режиме on-line, и приводится обоснование их преимуществ в сравнении с традиционными формами на современном этапе развития информационных технологий.

        2. Опубликовано 10 научных трудов.

             1) Сергиевская Л.А. Инноватика русского синтаксиса /Педагогическое образование и наука. – М.: МАНПО, 2012. № 11. С. 18-20.

Рец. ВАК. Статья имеет РИНЦ.

            2) Сергиевская Л.А. Инновационная образовательная программа курса «Актуальные проблемы современного русского языка» (для аспирантов и магистрантов) / Инновационно-проектная деятельность в научно-образовательной сфере. Материалы конкурса инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ имени С.А. Есенина. Выпуск пятый. Рязань: РГУ имени С.А. Есенина, 2013. С. 56-57.

           3) Сергиевская Л.А., Мелехова Л.А. Мотивированный императив /Языковые категории и единицы: синтагматический аспект. Материалы международной конференции, посвящённой 60-летию кафедры русского языка. – Владимир: ВГУ Транзит-ИКС, 2013. С. 548-551.

            4) Сергиевская Л.А., Мелехова Л.А. Императив как грамматическая инновация. В лабиринте сознания, времени и языка: сборник статей в честь 80-летия профессора В.Г. Руделёва / отв. ред. А.С. Щербак. –  Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 274-279.

            5) Сергиевская Л.А., Мелехова Л.А. Русский синтаксис в аспекте инноватики. Материалы VII Международной научной конференции «Язык, культура, общество». – М.: РАН, МИИЯ (26-29 сент. 2013 г.) [Электронный ресурс: www. mosinyaz.com /conferences/mnk7_doklady_s3/].С. 2-3.

            6) Сергиевская Л.А. Личность педагога в аспекте инноватики / Студенческий научный поиск. – Науке и образованию ХХI века: Материалы V-й международной студенческой научно-практической конференции. –  Рязань: СТИ, 2013. С. 19-21.

            7) Мелехова Л.А. Гуманитарная инноватика: on-lineтехнологии в обучении русскому языку / Информационные технологии в гуманитарном образовании. Материалы Международной научно-практической конференции. – Пятигорск: ПГЛУ, 2013. С. 181-186.

              8) Сергиевская Л.А. Инновационная личность педагога как фактор модернизации образования / Инновационное развитие образования в регионах Российской Федерации. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, 20-21 марта 2013 г. / Под ред. Л.К. Гребёнкиной. – Рязань: Изд-во «Концепция», 2013. – С. 88-91.

            9) Мелехова Л.А. Синтаксические коннотации / Языковые категории и единицы: синтагматический аспект. Материалы международной конференции, посвящённой 60-летию кафедры русского языка. – Владимир: ВГУ Транзит-ИКС, 2013. С. 359-361.

         10)   Мелехова Л.А. Инверсия как средство коннотатива в побудительном предложении / Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» - МГУ имени М.В. Ломоносова  / Отв. ред. А.И. Андреев,                            А.В. Андриянов и др. [Электронный ресурс]. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 5 с.

            3. Осуществлялось научное руководство соискателями в работе над диссертациями по темам, отвечающим задачам модернизации образования.

            4. Поддерживались межвузовские связи (оппонирование диссертации, рецензирование учебных пособий и статей, отзывы на авторефераты). Например, Л.А. Сергиевская выступала официальным оппонентом на защите докторской диссертации Л.В. Поповой «Связка в грамматической системе русского языка» (июнь 2013, г. Архангельск).

         

            5. Подготовлены видеолекции по курсу  «Русский язык. Подготовка       к ЕГЭ», отвечающие задачам модернизации образования.

 

            6. Осуществлено участие в семи международных научных конференциях, в том числе в VII Международной научной конференции «Язык, культура, общество». – М.: Российская академия наук, МИИЯ (26-29 сент. 2013 г.).

            7. Л.А. Мелехова заняла 2-ое место в конкурсе «Молодой учёный года – 2013» среди молодых учёных и специалистов в номинации "Гуманитарные и общественные науки" с проектом по гуманитарной инноватике (имеется Диплом Правительства Рязанской области).

            8. Проводились вебинары в Рязанском институте экономики по дисциплинам гуманитарного профиля в качестве апробации методов дистанционного обучения, разработанных в Центре гуманитарной инноватики (отв. – Л.А. Мелехова).

            9.Подготовлены видеолекции по курсу «Современный русский язык. Синтаксис.», отвечающие задачам модернизации образования.

            10. Сотрудник Центра канд. филол. наук Л. А. Мелехова успешно освоила профессиональную образовательную программу повышения квалификации "Электронные образовательные технологии" (г. Санкт-Петербург). Результат: разработан электронный курс дисциплины на базе системы дистанционного обучения "HyyperMethod".