Кафедра педагогики и педагогического образования

Адрес: Рязань, ул. Полонского, д. 18, ауд. 11

Телефон: 8 (4912) 25-89-54

График работы кафедры:

  • пн-пт:  7:30 – 15.00; 12.00 – 12.30 – обеденный перерыв
  • сб: 7.30 – 13.00; 10.30 – 11.00 – перерыв
  • вс - выходной

Кафедра педагогики и педагогического образования ведет свою историю от кафедры педагогики и методики начального образования, становление которой проходило в конце 70-х годов ХХ века одновременно с факультетом педагогики и методики начального образования. В 1988 году была образована кафедра дошкольной педагогики и психологии. На ее основе с 01.09.2000 года была основана кафедра общей и специальной педагогики. В 2004 году кафедра была переименована в кафедру общей педагогики и технологий дошкольного и начального образования в связи с реорганизацией структуры факультета педагогики и психологии. В 2010-2011 учебном году кафедра была объединена с кафедрой «Педагогики и педагогических технологий». С 1 сентября 2011 года кафедра вновь выделилась в самостоятельное подразделение – кафедру «Педагогики и педагогического образования».

Заведующий кафедрой – доктор педагогических наук, профессор

Алексей Алексеевич Романов

 

E-mail: a.romanov@rsu.edu.ru

За масштаб научной работы профессор А.А. Романов избран действительным членом (академиком) Академии педагогических и социальных наук (АПСН) и Международной академии наук педагогического образования МАНПО). В течение десяти лет А.А. Романов является главным редактором журнала «Психолого-педагогический поиск», включенного в Перечень ВАК (2011), ставшего широкой трибуной для профессиональных дискуссий, объединяющих известных педагогов и психологов России. Он также состоит членом редакционных советов «Историко-педагогического ежегодника» и «Историко-педагогического журнала».

Успехи в работе А.А. Романова отмечены нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, ректората РГУ имени С.А. Есенина, администрации г. Рязани, знаком «За вклад в развитие университета», медалью «70 лет Рязанской области», знаком губернатора Рязанской области «За усердие», Дипломом Международной академии наук педагогического образования, медалью Оргкомитета Национальной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия» «За труды в просвещении».

Состав кафедры: 1 доктор наук, профессор (заведующий кафедрой) и 6 кандидатов наук, доцентов.

Сведения о персональном составе штатных педагогических работников кафедры

Сведения о повышении квалификации

Людмила Ивановна Архарова

Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, заместитель заведующего кафедрой, председатель учебно-методического Совета ИППСР, руководитель волонтёрского отряда по пропаганде здорового образа жизни. Координатор учебной работы на специальности «Педагогика и методика начального образования». Директор НОУ «Частная школа «Рюминский лицей». Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, ректората РГУ имени С.А. Есенина, многими благодарностями и благодарственными письмами.

 

Тамара Владимировна Ивкина

Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, координатор учебной работы на специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»». Председатель экспертной группы при Главной аттестационной комиссии Министерства образования Рязанской области. Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, ректората РГУ имени С.А. Есенина, многими благодарностями и благодарственными письмами.

 

Маргарита Николаевна Дементьева

Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО. Заместитель директора ИППСР по воспитательной работе. Председатель экспертной группы при Главной аттестационной комиссии Министерства образования Рязанской области. Награждена Дипломом МАНПО, грамотами ректората РГУ имени С.А. Есенина, многими благодарностями и благодарственными письмами.  

 

Елена Васильевна Савушкина

Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО. Внештатный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, председатель экспертной группы при Главной аттестационной комиссии Министерства образования Рязанской области, член научно-методического Совета РПК. Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, ректората РГУ имени С.А. Есенина, дипломами МАНПО и Института психолого-педагогических проблем детства РАО за плодотворный труд и развитие идей в области дошкольного воспитания, многими благодарностями и благодарственными письмами.

 

Светлана Борисовна Демидова

Кандидат педагогических наук, доцент. Куратор 4302 группы бакалавриата «Педагогическое образование». Награждена грамотами ректората РГУ имени С.А. Есенина, Института психологии, педагогики и социальной работы, благодарностями и благодарственными письмами.

 

 

Ольга Леонидовна Егорова

Кандидат педагогических наук, доцент. Куратор НИРС на кафедре педагогики и педагогического образования. Лауреат Гранта Губернатора Рязанской области за НИР среди молодых ученых. Куратор 4402 группы бакалавриата «Педагогическое образование». Награждена грамотами ректората РГУ имени С.А. Есенина, Института психологии, педагогики и социальной работы, благодарностями и благодарственными письмами.

 

Заседание кафедры

 

Кафедра ведет подготовку студентов по следующим направлениям:

  • «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»)
  • «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование и физическая культура»)
  •  «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»)
  • «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование и английский язык»)
  •  «Психолого - педагогическое образование (профиль «Психология образования»)
  • «Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Образование лиц с нарушениями речи»)

В 2012 году открыта магистратура по направлению «Педагогическое образование» (магистерская программа «Дошкольное образование»)

Кафедра является выпускающей по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») и магистратуре по направлению «Педагогическое образование» магистерская программа «Дошкольное образование».

Одним из важнейших перспективных направлений работы кафедры является развитие аспирантуры по направлению 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Преподаватели кафедры участвуют в таких международных, всероссийских и межвузовских конференциях как:

  • Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества». - Рязань (ежегодно),
  • Национальная научная конференция «Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия». – Москва (ежегодно);
  • Международная научно-практическая конференция «Традиции, задачи и перспективы развития дошкольного образования». – Рязань, 2011;
  • Всероссийская научно– практическая конференция ХХIХ сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования. Волгоград, 12-14 ноября 2012 г.
  • Восьмая национальная научная конференция "Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: задачи, методы, источники и проблематика истории педагогики" Москва, 14 ноября 2012 г.
  • ХХ Рязанские педагогические чтения "Модернизация образования: теория и практика": - Рязань, 22 марта 2013 г.
  • Международная научно-практическая конференция, посвящённая 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко "Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь" Нижний Новгород, 28-29 марта 2013 г.
  • Первый национальный форум российских историков педагогики "История педагогики сегодня": - Москва, 25 апреля 2013 г.
  • Международная научно-практическая конференция "Педагогика и психология как ресурс развития современного общества"- Рязань, 10 октября 2013 года
  • XXI Рязанские педагогические чтения "Модернизация образования: история и современность»: - Рязань, 31 марта 2014 года и многие другие.

За годы существования кафедры преподавателями опубликовано свыше трехсот научных работ, в том числе более 20 монографий, учебно-методических пособий и сборников научных статей. Среди них:

  • Романов А.А. Гуманистический проект С.Т. Шацкого (К 100-летию со дня основания колонии «Бодрая жизнь») // Историко-педагогический журнал. – 2011. - № 2. – С.39-51.
  • Романов А.А. Деятели отечественной экспериментальной педагогики начала ХХ века (глава в учебном пособии) // Педагогические традиции и новации в истории педагогической культуры (материалы к учебному курсу): Учебное пособие / под ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2011. – С. 242-272.
  • Романов А.А. Э.Д. Днепров и новое педагогическое мышление.// Психолого-педагогический поиск. – 2012. - № 1(21). – с. 59-65.
  • Воловик А.К., Романов А.А. Предшкольное образование: коррекция методологических основ обучения иностранному языку. Психолого-педагогический поиск. – 2012. - № 3(23). – с. 77-83.
  • Романов А.А. Экспериментальная педагогики Э.Мёймана // Психолого-педагогический поиск. – 2012. - № 3(23). – с. 92-98.
  • Гавриш Н.В., Савушкина Е.В. Лингвистические и лингво-дидактические аспекты развития образности речи будущих педагогов дошкольного образования.// Психолого-педагогический поиск. – 2012. - № 3(23). – с. 84-91.
  • Романов А.А. Экспериментальная дидактика В.А. Лая.// Психолого-педагогический поиск. – 2012. - № 4(24). – с. 83-90.
  • Романов А.А. Стимулирование мотивации студентов к изучению истории педагогики в современном педагогическом образовании / Преподавание историко-педагогических дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования: содержание и современные подходы: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.– практ. конф. - ХХIХ сессии Науч. совета по проблемам истории образования и педагогической науки Рос. акад. образования. Волгоград, 12-14 ноября 2012 г./ под общ. ред. чл. – кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. М.В. Богуславского и д-ра пед. наук, проф. С.В.Куликовой. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. -322 с.
  • Романов А.А. Основатели экспериментальной педагогики Германии (150 лет со дня рождения В.А. Лая и Э. Мёймана). / Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: задачи, методы, источники и проблематика истории педагогики: материалы Восьмой национальной научной конференции. Москва, 14 ноября 2012 г./ ред.- сост. Г.Б.Корнетов. – АСОУ, 2012. – С. 103-108.
  • Романов А.А., Сбитнева Н.Н. Развитие принципа интегральности в отечественной педагогике ХХ в / Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: задачи, методы, источники и проблематика истории педагогики: материалы Восьмой национальной научной конференции. Москва, 14 ноября 2012 г./ ред.- сост. Г.Б.Корнетов. – АСОУ, 2012. – С. 108-113.
  • Корнетов Г.Б., Романов А.А., Салов А.И. Педагогика первой трети ХХ века: Монография/ под. ред. Г.Б. Корнетова. – АСОУ, 2012. – 120 с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 54.)
  • Дементьева М.Н. Савушкина Е.В. Дошкольное воспитание в Рязанском крае: история и современность: учебное пособие, 2013
  • Романов А.А. Деятельность ВНИК «Школа» как критерий оценки всех последующих образовательных реформ / История педагогики сегодня: материалы Первого национального форума российских историков педагогики. - Москва, 25 апреля 2013 г./ под. ред. Г.Б. Корнетова. – М.: АСОУ, 2013. – 344 с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 64.)
  • Романов А.А. Пути повышения мотивации и интереса студентов к изучению истории педагогики // Психолого-педагогический поиск. – 2013. - № 1(25). – с. 60-69.
  • Архарова Л.И., Егорова О.Л.Педагогическое проектирование в профессиональной деятельности учителя//Труды ХХVIIМеждународного Форума по проблемам науки, техники и образования /Под редакцией В.А. Малинникова, В.В. Вишневского – М.: Академия наук о Земле, 2013. – 146С.

Кафедра сотрудничает с институтом теории и истории педагогики РАО, Академией педагогических и социальных наук (АПСН), Академией социального управления (Москва) по изучению проблем историко-педагогического знания; Курским госуниверситетом, Владимирским государственным гуманитарным университетом, Академией ФСИН России - по проблемам духовно-нравственного воспитания подростков и студентов вузов; Управлением по образованию, науке и молодежной политике Рязанской области, РИРО по проблемам аттестации и переподготовке педагогических кадров; МУДОД ДООЛ «Сказка», Рязанским городским Дворцом детского творчества по проблеме развития творческого потенциала детей; со школами №№ 6, 14, 17, 18, 34, 37, 51 и др. по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников; ДОУ №№ 19, 32, 65, 66, 96, 131 и др. г. Рязани по руководству художественно-творческим развитием дошкольников; Рязанским областным художественным музеем по проблеме развития словесного творчества детей дошкольного возраста.

По линии международных связей кафедра сотрудничает с Павлодарским государственным университетом им. С. Торайгырова (Казахстан), Ровенским государственным гуманитарным университетом (Украина), Белорусским государственным педагогическим университетом им. М. Танка (Белоруссия).

На базе кафедры ведётся научно-исследовательская работа студентов. Студенты ежегодно участвуют во Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности», и в студенческой научной конференции РГУ,принимают участие в различных конкурсах.

Кафедра сотрудничает с ОГОУ «Солотчинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Преподаватели кафедры вместе со студентами организуют концерты, праздники, мастер-классы и др.

 

 

Преподаватели кафедры вместе со студентами проводят благотворительные концерты для проживающих в Рязанском геронтологическом центре им. П.А. Мальшина.