Код гражданства

Преподаватели РГУ имени С.А. Есенина приняли участие в заседании круглого стола, посвященного гражданско-патриотическому школьному образованию. Мероприятие прошло в Рязанском институте развития образования. Статья об этом вышла в газете "Рязанские ведомости".

Открывая заседание «круглого стола», заместитель Председателя Правительства области Е. Царева высказала озабоченность ситуацией с преподаванием истории в школе. И дело не только в качестве учебников по истории, которому в последнее время уделяется пристальное внимание на самом высоком уровне. Дело в том, что гражданско-правовое образование закладывает основы личности и гражданской позиции молодого поколения. В решении этой задачи невозможно обойтись без взаимодействия системы образования с властью и местным самоуправлением, без взаимных усилий государства и общества.

Нет сомнения в том, что линейка новых учебников истории для средней школы будет подготовлена. При обучении будущих преподавателей истории и обществознания в РГУ имени С.А. Есенина сегодня используются самые современные подходы: больше внимания будет уделяться практике студентов в школе, возобновлена подготовка по специальности «Обществознание» в сочетании с иностранным языком. Обсуждается вопрос о том, чтобы вновь готовить учителей по специальности «История и обществознание», как это было раньше. Но при этом вряд ли стоит забывать о том, что в преподавании истории в школе главное все-таки не учебник, а учитель. Если у этого педагога есть собственная гражданская позиция, он найдет возможность донести ее до ребенка и ответить на самые дерзкие детские вопросы. Об этом, полемизируя друг с другом и соглашаясь в главном, говорили два доктора исторических наук, принявших участие в обсуждении – проректор РГУ имени С.А. Есенина Е.А. Кирьянова и декан факультета истории и международных отношений университета А. Минаев.

О необходимости учить учителей искусству дискуссии и полемики, применению интерактивных средств обучения и приобщать их к инновационным методическим практикам рассказала собравшимся заведующая научно-исследовательской лабораторией гражданско-правового образования РИРО А. Ивонина. Все это так. Сегодня истории, обществознанию, правовым знаниям учат иначе, чем учили нас. Учитель права Ижевской школы Спасского района Дмитрий Варюшкин участвует вместе со своими детьми в проекте «Знакомьтесь, судебная система России», дает детям основы гражданско-правового образования в 7-9 классах, помогает разобраться в тонкостях защиты прав потребителя, например. Но всего этого мало. Количество учебных часов по истории сегодня крайне невелико, а содержание учебников избыточно. О необходимости уделять особое внимание обществознанию и правовому образованию говорили практически все участники «круглого стола», связывая историю с современностью и теорию с практикой.

События на Украине волнуют нас всех, не обошли их вниманием и участники обсуждения. Педагоги более, чем кто-либо, понимают, что втягивание молодежи в политическую борьбу очень опасно, но в ситуации политических потрясений практически неизбежно. Научить молодых людей защищать свои гражданские ценности законным способом можно и нужно на школьных уроках, в общественно-полезной деятельности, в социальной активности. Так, руководитель регионального отделения «Молодой гвардии Единой России» Д. Киселева рассказала о молодежных акциях, которые они инициируют и проводят, связывая их с различными событиями нашего, без преувеличения, славного исторического прошлого. Прочитать интересную информацию на исторической остановке в ожидании троллейбуса, зажечь Свечу Памяти в честь защитника Родины, найти фото собственного прадеда – участника войны или просто выучить слова Государственного гимна… Все это может стать для молодого человека участием в социальном проекте, а еще важным жизненным шагом. Все-таки гражданином не рождаются, а становятся. И путь к осознанной, выстраданной гражданской позиции начинается в школьные годы чудесные.

 
по материалам сайта  www.rv.ryazan.ru