Научно-образовательный центр практической психологии и психологической службы

Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Полонского, 18, ауд. 29

Тел.:  (4912) 27-47-33, e-mail: e.samarina@rsu.edu.ru, l.vzmetneva@rsu.edu.ru,  e.baklanova@rsu.edu.ru,  v.fisun@rsu.edu.ru

Научно-образовательный центр практической психологии и психологической службы - структурное подразделение РГУ имени С.А. Есенина, создан по решению Ученого Совета университета от 30 августа 2011 года в результате реорганизации Центра практической психологии и Центра психологической службы, которые действовали в университете с 2003 года.

Положение о Центре

Сотрудники Центра

1. Самарина Эльвира Владимировна – директор Научно-образовательного центра практической  психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина, кандидат психологических наук: руководство разработкой проектов повышения квалификации и переподготовки специалистов, научно-исследовательской и коррекционно-развивающей работы

Сфера профессиональных интересов: специальная психология, психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, психология здоровья, методы активного социально-психологического обучения, психология детско-родительских отношений, организация и проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, тренингов

2. Взметнева Любовь Анатольевна – психолог, прием посетителей, первичное консультирование, комплектование групп слушателей повышения квалификации и обучающих семинаров, участвует в организации обучающих семинаров и курсов повышения квалификации, в проектах Центра.  Сертифицированный медиатренер.

Сфера профессиональных    интересов:  психологическая диагностика и  консультирование в профориентационной работе,  арт-терапия в психологической практике, психологическое консультирование. Разработка и адаптация медиапедагогических проектов в работе с детьми с ограниченными возможностями         здоровья. 

 

3. Бакланова Елена Анатольевна  –  психолог, ведущий обучающих семинаров. Координатор обучающих программ

Сфера профессиональных интересов: арт-терапия, использование средств искусства и творчества в психологической работе, индивидуальная и групповая арт-терапевтическая работа

 

 

 

4. Фисун Владимир Иванович  – лаборант, аспирант при лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО.  

Сфера профессиональных интересов – формирование установок на здоровый образ жизни в детском и подростковом возрасте

 

 

 

5. Александрова Роза Валерьевна– психолог. Аспирантка факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Организация и  сопровождение деятельности психологической службы ВУЗа

Сфера профессиональных интересов -психологические аспекты расстройств пищевого поведения у девочек - подростков

 

 

 

Партнеры  Научно-образовательного центра практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина

1. Бурмистрова Екатерина Викторовна– зав. кафедрой психологии безопасности Московского психолого-социального института, кандидат психологических наук

Сфера профессиональных интересов- психология экстремальных и кризисных ситуаций,  организация и научно-методическое сопровождение деятельности Центров психолого – медико-социального сопровождения, профессиональное и личностное самоопределение психологов

 

 

 

2. Горохова Елена Николаевна- зав. кафедрой общей психологии, кандидат психологических наук, доцент

Руководство научно-экспериментальной деятельностью

Сфера профессиональных интересов - психология Я-концепции личности, общая психология

 

3. Лукова Марина Сергеевна ст. преподаватель кафедры общей психологии РГУ имени С.А. Есенина, кандидат психологических наук, руководит «Школой практического психолога»

Сфера профессиональных интересов – детская психология, гендерная психология, методы активного социально-психологического обучения, конфликтология, организация и проведение тренингов, психологическое консультирование

 

 

 

4. Архарова Людмила Ивановна – доцент кафедры педагогики и педагогических  технологий, кандидат педагогических наук

Координатор по работе со студентами-волонтерами

Сфера профессиональных интересов – волонтерская работа со студентами, педагогические технологии образовательной и воспитательной деятельности

 

 

5. Дорджина Ольга Генриховна -  гештальттерапевт, специалист по работе с травмой,

Координатор работы со СМИ

Сфера профессиональных интересов – психологическое консультирование, телесный подход в работе с психотравмой, психосоматика, парные отношения, семинары и тренинги

 

 

6. Еремина Евгения Константиновна – клинический психолог Рязанской областной клинической психиатрической больницы им. Н.Н. Баженова, доцент кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, кандидат психологических наук

Ведущий обучающих семинаров, психолог-консультант

Сфера профессиональных интересов –  нейропсихологическая диагностика и коррекция, психологическая диагностика готовности к школьному обучению, психологическая коррекция невротических расстройств,  нарушений в поведении у детей, школьной неуспеваемости, психологическое консультирование

7. Шитов Евгений Александрович – психиатр, ассистент кафедры психиатрии РязГМУ им. И.П. Павлова, кандидат медицинских наук.

Ведущий обучающих семинаров, психотерапевт

Сфера профессиональных интересов – психологическое консультирование, психотерапия, психологические аспекты зависимого и созависимого поведения, психотерапевтическая коррекция в случаях бессонницы, беспокойства, сниженного настроения (депрессии)

 

 

8. Соловьева Галина Авенировна – старший психолог  Рязанской областной клинической психиатрической больницы имени Н.Н. Баженова

Ведущий обучающих семинаров, психолог-консультант

Сфера профессиональных интересов – нейро- и патопсихология, психологическая диагностика и коррекция детей с проблемами в развитии, применение арт - средств в коррекционно-развивающей работе, психологическое консультирование

 

9. Барышова Наталья Алексеевна – координатор российско-германского проекта сотрудничества "Навигатор будущего" от Рязани. Сертифицированный медиатренер.

Сфера профессиональных интересов – разработка и адаптация медиапедагогических проектов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

10. Квашенко Наталья Алекссеевна – студентка 5 курса Института психологии, педагогики  и социальной работы

Старший сотрудник команды «Portage»

Сфера профессиональных интересов – психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями  развития

 

 

Научное руководство Научно-образовательным центром практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина в рамках сотрудничества с ПИ  РАО, МГППУ и МПСИ осуществляют:

  • Малых Сергей Борисович – заместитель директора ПИ РАО, проректор по научной работе МГППУ, заместитель директора по науке Службы Практической психологии Образования Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
  • Кабардов Мухамед Каншобиевич – зам. директора ПИ РАО, зав. лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, доктор психологических наук, профессор;
  • Бурмистрова Екатерина Викторовна– зав. кафедрой психологии безопасности МПСИ, канд. психологических наук.

Цель создания Научно-образовательного центра практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина

  • Координация взаимодействия субъектов расширенного социокультурного образовательного   пространства в решении проблем практической психологии региона и психологического сопровождения профессионального становления студентов РГУ имени С.А.Есенина;
  • совершенствование профессиональной подготовки психологов;
  • научно-методическое сопровождение их деятельности;
  • оказание практической психологической помощи населению.

Основные функции Центра

  • формирование единого психологического пространства в регионе (в том числе организация межведомственного взаимодействия);
  • социально-психологическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в РГУ имени С.А.Есенина;
  • дополнительные образовательные услуги в сфере прикладной психологии;
  • организация дополнительной практики студентов, прошедших подготовку в Центре;
  • курирование волонтерской работы студентов-психологов;
  • информационная поддержка практических психологов в регионе;
  • разработка и реализация проектов в области прикладной психологии;
  • оказание платных услуг населению, организациям на основе договоров.

Нормативно-правовая, научно-практическая и методическая база деятельности

  • Центр является научно-образовательным структурным подразделением РГУ имени С.А. Есенина
  • Центр создается приказом ректора на основании решения Ученого совета РГУ имени С.А.Есенина.
  • Деятельность центра определяется Миссией Университета и стратегией его развития, Этическим кодексом психолога образования;
  • Центр не является юридическим лицом, финансирование деятельности Центра производится Университетом;
  • правовые вопросы Центра и его сотрудников  регулируются законодательством РФ, Уставом РГУ имени С.А. Есенина, Положением о Научно-образовательном центре практической психологии и психологической службы, соглашением о научно-практическом сотрудничестве между ПИ РАО, МГППУ, МПСИ и РГУ;
  • руководство Центром осуществляет директор;
  • для выполнения задач Центра привлекаются штатные сотрудники, а также научные и преподавательские кадры РГУ имени С.А.Есенина, привлеченные специалисты.

Направления деятельности Центра

  • практическая психология, психотерапия;
  • повышение квалификации и сопровождение профессиональной деятельности психологов;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • координация деятельности подразделений практической психологии региона;
  • практическая психология, психотерапия

Цель: оказание психологической помощи в преодолении трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем

Задачи:

  • психодиагностика
  • психологическое консультирование
  • коррекционно-развивающая работа
  • психотерапия
  • психопрофилактика
  • экстренная психологическая помощь
  • осуществление координации мероприятий по развитию деятельности в области практической психологии и психологического сопровождения профессионального становления психологов, в сотрудничестве с другими вузами и научными организациями, а также с зарубежными партнерами на основе совместных программ проектов и договоров (контрактов) используя для этого различные формы взаимодействия

Повышение квалификации и сопровождение профессиональной деятельности психологов

Цель: обеспечение преемственности вузовского и послевузовского образования специалистов-психологов. Содействие государственным, общественным, коммерческим организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач

Задачи:

  • научно-методическое сопровождение кадров в созданных службах;
  • обеспечение преемственности вузовского и послевузовского образования специалистов-психологов и специалистов смежных дисциплин;
  • содействие государственным, общественным, коммерческим организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
  • курирование молодых специалистов – практических психологов образования – выпускников Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А.Есенина через привлечение к различным видам совместных проектов по смежным проблемам;
  • супервизия – форма консультирования психолога в процессе работы с целью подготовки или повышения квалификации;
  • участие в аттестации кадров;
  • переподготовка и повышение квалификации специалистов - психологов в соответствии с потребностями региона;
  • повышение психологической компетентности специалистов по запросам государственных, общественных, коммерческих организаций и в соответствии с потребностями региона.

 

Центр предлагает обучающие программы

ТРЕНИНГИ (24 часа)

  • Тренинг уверенного поведения
  • Тренинг коммуникативной компетентности
  • Тренинг личностного роста
  • Тренинг трудоустройства
  • Тренинг детско-родительских отношений
  • Тренинг рационального поведения в конфликте
  • Тренинг командообразования
  • Эффективное управление
  • Парные отношения (гештальт-терапевтический подход)
  • Профессиональный стресс и психогигиена делового человека
  • Психотерапия танцевальным движением
  • Семь смертных грехов – семь запретных чувств в зеркале гештальта
  • Как хорошо быть женщиной
  • Знакомство с техниками соматического подхода в работе психолога

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (72 ЧАСА)

  • Тренинг тренеров
  • Психологическая помощь в экстремальных ситуациях
  • Арт-терапия в психологической практике
  • Введение в гештальт-терапию
  • Психодрама и социодрама: для психологов и не только…
  • Коррекционная работа с аутичными детьми
  • Психологическое консультирование в трансактном анализе
  • Психологическое сопровождение беременности и родов
  • Практическая риторика
  • Работа с психологической травмой (соматический подход)
  • Основы домашнего воспитания и гувернерской деятельности

СЕМИНАРЫ

  • Использование  рисуночных методов в психологической практике
  • Использование ТАТ (САТ) в психологической практике
  • Использование MMPIв психологической практике
  • Использование теста Д. Векслера (детский вариант) в психологической практике
  • Методы диагностики профессиональных способностей
  • Проблемы школьной тревожности
  • Психологическая диагностика детей с особенностями или нарушениями в развитии
  • Коррекционная работа с детьми с ЗПР различного генеза
  • Психологическая коррекция нарушений поведения в детском возрасте
  • Определение готовности ребенка к школе
  • Развитие готовности ребенка к школе
  • Речевая диагностика личности
  • Индивидуальный подход при обучении иноязычноречевой деятельности
  • Системное изучение личности и ее свойств.
  • Индивидуальный подход к развитию и коррекции свойств личности.
  • Менеджмент в рекламе
  • Игровые поддержки основных направлений развития ребенка
  • Практическая риторика

Предварительная запись по телефону 27-47-33ю. Адрес: Институт психологии, педагогики и социальной работы, ул. Полонского, д. 18, каб. 29

Социально-психологическое сопровождение адаптации студентов РГУ имени С.А.Есенина

Заявка на оказание психологической услуги

  • мониторинг успешности процесса адаптации и коррекция выявленных нарушений;
  • создание развивающей и психологически комфортной среды, содействие профессиональному и личностному самоопределению студентов в процессе обучения в РГУ имени С.А.Есенина;
  • разработка и реализация программ социально-педагогической и психологической помощи студентам, имеющим проблемы в общении, развитии, социализации, или оказавшимся в социально опасном положении при поддержке учебно-методического управления, управления учебно-воспитательной работы и кураторов академических групп студентов РГУ имени С.А.Есенина;

Научно-исследовательская деятельность

Цель: проектирование и реализация научно-исследовательских разработок  по практической психологии на базе РГУ имени С.А.Есенина, федеральных и региональных экспериментальных площадок

Задачи:

  • сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов;
  • проведение исследований по проблемам практической психологии;
  • разработка и апробация, верификация психологического инструментария;
  • разработка, экспериментальная апробация  и внедрение реабилитационных, коррекционно-развивающих, обучающих и других программ и технологий, адаптированных к потребностям региона;
  • участие в экспертизе деятельности практических психологов, а также диагностических . психокоррекционных и развивающих программ;
  • участие в конкурсах грантов по проблемам практической психологии;
  • выявление и внедрение в образовательный процесс новых знаний в области формирования психологической культуры региона и субъектов образовательного пространства ВУЗа;
  • публикация результатов исследований в научных статьях и монографиях, их презентация на отечественных и международных  научных конференциях;
  • проведение научно-образовательных мероприятий (конференций, семинаров и т.д.), способствующих росту авторитета и престижа РГУ имени С.А.Есенина;
  • подготовка диссертационных работ по результатам исследования проблем практической психологии;

Координация деятельности подразделений практической психологии региона

Цель: формирование единого психологического пространства г. Рязани и Рязанской области и подготовка специалистов психологов в соответствии с потребностями региона

Задачи:

  • выделение проблемных полей взаимодействия;
  • проведение конференций, семинаров по смежным проблемам;
  • разработка и реализация совместных научно-практических проектов по смежным проблемам с психологическими службами  межведомственного подчинения;
  • создание региональных экспериментальных площадок с целью исследования и экспериментальной апробации эффективности психологического инструментария, реабилитационных, развивающих обучающих программ, учебных пособий;
  • публикации научных, методических и практических материалов, результатов совместной работы;
  • информирование общественности и органов государственного управления о целях, задачах, образовательных и практических возможностях Центра.

Сопровождение научно-исследовательской и учебной деятельности студентов

Задачи:

  • создание условий для формирования готовности студентов к работе практического психолога;
  • расширение учебно-методической базы подготовки специалистов в области психологии;
  • курирование волонтерского отряда студентов Института психологии, педагогики и социальной работы;
  • углубленная подготовка студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей Университета в области психологической практики;
  • внедрение современных подходов и методов обучения, разработка и создание учебников и учебно-методических пособий нового поколения, позволяющих внедрить в содержание учебных программ результаты современных научных исследований;
  • внедрение проектных технологий в образовательный процесс в компетентностной парадигме.

Ежегодная Международная научно-практическая конференция «И.П. Павлов: диалог с XX I веком» Ознакомиться с программой

  • Студенческий волонтерский отряд по пропаганде здорового образа жизни как интерактивная форма воспитательной работы со студенческой молодежью/sites/default/files/users/l.vzmetneva/proekt_ZOZh.pdf
  • Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями в развитии «Portage»
  • Повышение квалификации, переподготовка специалистов и сопровождение профессиональной деятельности психологов
  • Социально-психологическое сопровождение адаптации студентов РГУ имени С.А. Есенина

Наши новости

О развитии проекта "Навигатор будущего"

В субботу, 31 августа, в Центральном парке культуры и отдыха Рязани состоялся благотворительный пробег «Спорт во благо». Организатором мероприятия выступил рязанский благотворительный фонд «Наши дети» при поддержке московского благотворительного фонда «Даунсайд Ап».

Принять участие в забеге мог любой желающий вне зависимости от его спортивных способностей.

В рамках благотворительного пробега медиатренеры проекта «Навигатор будущего» Барышова Наталья Алексеевна и Взметнева Любовь Анатольевна реализовали медиапроект «Быстрый репортер», целью которого было взять интервью у представителей разных социальных групп (спортсмены, родители, дети, бабушки и дедушки, представители власти, отдыхающие горожане) о том, почему они приняли участие в пробеге, какие впечатления они получили и насколько для них это было важно. Корреспондентами стали дети – участники мероприятия. В результате проекта медиатренерами университета будет смонтирован видеоролик, отражающий отношение к возможностям подобных мероприятий в оказании помощи детям с ограниченными возможностями, создании условий для их социализации. Начинающие репортеры научились работать в формате экспресс-интервью, держать себя перед камерой, формулировать вопросы. Возможно, этот первый опыт откроет кому-то из них дорогу в журналистскую профессию.  

  О развитии проекта "Навигатор будущего"

Члены проектной группы «Навигатор будущего» Н.А. Барышова и Э.В. Самарина, а также партнеры проекта из РРОО «Свой путь» и школы-интерната «Вера» приняли участие в работе Международного научно-практического конгресса «Вызов инклюзия?», прошедшего 24-26 июня 2013 года в г. Москве.

Конгресс организован Германо-Российским Социальным Форумом в Петербургском диалоге в сотрудничестве с МГГУ имени М.А. Шолохова (г. Москва) и Институтом Вальдорфской педагогики, инклюзии и интеркультурологии г. Мангейма (Германия). Петербургский диалог – форум гражданских обществ России и Германии для широкого обсуждения актуальных социальных проблем, а также вопросов германо-российских отношений.

В работе конгресса приняли участие 300 ученых и практиков в области специального, инклюзивного и общего образования, сотрудники госучреждений, занимающихся вопросами поддержки детей и взрослых детей с ограниченными возможностями здоровья, представители общественных организаций, принимающих участие в решении проблем образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогического сопровождения, люди с ограниченными возможностями здоровья, родители детей-инвалидов. На пленарных заседаниях и мастер-классах обсуждались принципы и эффективные технологии внедрения инклюзии в образование, а также презентации опыта успешных социальных проектов.

Участников конгресса заинтересовал опыт инклюзивной медиапедагогики, представленный нашей проектной группой. Использование медиапедагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Рязани и Мюнстере было признано инновационным и имеющим перспективу внедрения в широкую практику. Немецкой стороной было сделано предложение о размещении информации о проекте и его реализации на сайте Социального Форума www.socialforum-dialog.org, что позволит «Навигатору будущего» выйти на новый уровень.

 

17 мая  2013 г. состоялась ежегодная Ярмарка, организованная специальной коррекционной школой № 26. Праздник проходил  при поддержке торгового центра «Александровский». Фото и видео репортажи с Ярмарки готовили учащиеся школы под руководством медиатренеров проекта «Навигатор будущего».

Медиатренеры проекта: Барышова Наталья, координатор проекта «Навигатор будущего» в Рязани, Стыкалин Александр – руководитель медиацентра РГУ имени С.А. Есенина, Взметнева Любовь, психолог НОЦ практической психологии и психологической службы РГУ имени С.А. Есенина.

Дети научились снимать видеоролики, познакомились с правилами съемки репортажа, установкой микрофона и использования наушников. Юные репортеры брали интервью у организаторов и гостей ярмарки.

"Навигатор " в гостях у "Солнце в ладошках"

21 мая на стадионе «Локомотив» собралось около 800 детей с ограниченными возможностями здоровья по приглашению благотворительного фонда «Наши дети». Сколько всего интересного их ждало – не перечесть: батуты и карусели, веселые старты и танцы, угощение и воздушные шары, игры и развлечения. Медиатренеры «Навигатора будущего» предложили детям освоить фото- и видеотехнику и создать видеопоздравления. Работа шла весело и оживленно. 

1 июня – День защиты детей

1 июня весь город оказался во власти детей. Не была исключением и площадка перед «Домом общественных организаций», куда пришло около 300 детей вместе с родителями, чтобы под руководством опытных аниматоров вместе потанцевать, поиграть и весело провести время.

Наши медиатренеры вовлекли всех желающих в процесс фото- и видеосъемки. Дети смогли попробовать себя в качестве режиссера, звукооператора, ассистента, оператора и фотокорреспондента. Дети разного возраста, с ограничениями здоровья и без работали одной дружной командой, знакомились, помогали друг другу, подсказывали, многому научились и создали видеопоздравления с Днем защиты детей всем юным рязанцам.

Видеосюжеты

Сюжет об открытии фестиваля психологической науки и практики:

О проекте "Навигатор будущего":

 

Официальное открытие проекта "Навигатор будущего" в РГУ имени С.А. Есенина:

 

Видео-приветствие министра Федеральной Земли Северной Рейн-Вестфалии по делам федерального значения, Европы и СМИ участникам конференции, посвященной открытию проекта "Навигатор будущего":