Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики

Адрес: г. Рязань, ул. Полонского, д. 18, ауд. 8/1

Тел. 8 (4912) 25-89-54

График работы кафедры:

  • пн-пт:  7:30 – 15.00; 12.00 – 12.30 – обеденный перерыв
  • сб: 7.30 – 13.00; 10.30 – 11.00 – перерыв
  • вс - выходной

Кафедра создана 1 февраля 2004 г. Она укомплектована высококвалифицированными и опытными преподавателями, имеющими большой стаж работы в высшей школе и дошкольных и школьных образовательных учреждениях. На кафедре работают 2 профессора, доктора наук, 4 доцента, кандидата наук, 3 ассистента, работающих над кандидатскими диссертациями.

Возглавляет кафедру с момента ее основания Наталья Александровна Фомина, психолог, доктор психологических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования, академик Международной академии наук педагогического образования и Международной академии имиджелогии, иностранный член Ассоциации психолингвистов Украины, член Президиума Учебно-методического объединения вузов России по психолого-педагогическому образованию.

Она руководит единственными в городе Рязани аспирантурой по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии и магистерской программой «Психология личности» по направлению «Психология».

Читает курсы «Психология» и «Психолингвистика» студентам специальности «Логопедия» и бакалаврам направления «Специальное (дефектологическое) образование» очной и заочной форм обучения. Преподает дисциплину «Методика преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования» магистрантам, руководит их практикой, научно-исследовательской работой и ведет у них научно-исследовательский семинар.

Осуществляет руководство подготовкой выпускных квалификационных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

  • Наталья Александровна Фомина – доктор психологических наук, профессор;
  • Анатолий Степанович Стариков – доктор медицинских наук, профессор;
  • Галина Александровна Толмачева – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Елена Владимировна Воронова – кандидат педагогических наук, доцент;
  • Татьяна Михайловна Беспалова – кандидат психологических наук, доцент;
  • Эльвира Владимировна Самарина  кандидат психологических наук, доцент;
  • Марина Владимировна Пастухова – ассистент;
  • Наталья Михайловна Левина  ассистент;
  • Анастасия Сергеевна Верозуб – ассистент;
  • Елена Всеволодовна Гусева – ассистент;
  • Елена Семеновна Матюкина – ассистент.

Сведения о персональном составе штатных педагогических работников кафедры

  • Наталья Александровна Фомина, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры;
  • Анатолий Степанович Стариков, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры;
  • Галина Александровна Толмачева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры;
  • Елена Владимировна Воронова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент  кафедры;
  • Татьяна Михайловна Беспалова, кандидат психологических наук, доцент;
  • Эльвира Владимировна Самарина, кандидат психологических наук, доцент;
  • Наталья Михайловна Левина, ассистент;
  •  Елена Всеволодовна Гусева, ассистент;
  • Анастасия Сергеевна Верозуб, ассистент.
Анатолий Степанович Стариков доктор медицинских наук, профессор, читает бакалаврам направления «Специальное (дефектологическое) образование» очной и заочной форм обучения»курсы: «Анатомия, физиология, патология речи и сенсорных систем», «Невропатология».
Галина Александровна Толмачева к.пед.н., доцент, педагог-дефектолог, читает студентам-дефектологам курсы: «Логопедия», «Методика преподавания литературы (специальная), «Профессионально-личностная готовность учителя-дефектолога к работе с детьми с нарушениями в развитии», «Составляющие профессонально-личностной готовности учителя к коррекционно-педагогической деятельности», руководит практикой, курсовыми и дипломными работами.
Татьяна Михайловна Беспалова к. псих. наук, доцент, читает студентам-дефектологам курсы по дисциплинам: «Социальная психология образования», «Психология», «Психология личности» «Психология мышления и речи», магистрантам — «Психология общения», «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Возрастная психодиагностика личности», «Психология характера», «Методологические проблемы психологии», «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Личность и индивидуальность», «Онтопсихологическая теория личности», руководит научно-исследовательской работой и практикой магистрантов, курсовыми и дипломными работами студентов.
Елена Владимировна Воронова, к. пед. наук, доцент, читает студентам-дефектологам курсы: «Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития», «Особенности речевого развития детей, имеющих нарушение интеллектуального развития», «Методика преподавания математики» (специальная), «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», руководит практикой и дипломными работами студентов.
Эльвира Владимировна Самарина, к.псих. наук, доцент, читает студентам-дефектологам курсы: «Патопсихология», «Основы нейропсихологии», «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии», «Специальная психология», осуществляет руководство научно-исследовательской работой и практикой магистрантов, курсовыми и дипломными работами студентов.
Наталья Михайловна Левина, ассистент, читает студентам-дефектологам курсы: «Логопедия», «Принципы и организация индивидуальной работы с детьми с речевыми нарушениями», «Индивидуальные формы логопедической работы», «Фронтальные формы логопедической работы», «Основы тифлопедагогики», а также руководит практикой, курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов.
Анастасия Сергеевна Верозуб, ассистент, психолог. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.
Елена Всеволодовна Гусева, ассистент, ведет курсы «Логопедия», «Технология обследования речи», «Индивидуальные формы логопедической работы». В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.
Марина Владимировна Пастухова, ассистент, ведет курсы: «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Развивающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», «Основы специальной педагогики и психологии», «Основы психоконсультирования и психокоррекции», «Психокоррекция», «Психология личности», «Психология мышления и речи», «Работа с семьёй, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии», «Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии», «Социальная психология образования».

Елена Семеновна Матюкина, ассистент, читает следующие учебные дисциплины: «Логопедия», «Онтогенез речевой деятельности», «Логопсихология», «Методика развития речи дошкольников», «Патопсихолингвистика», «Методика развития речи дошкольников» и «Совместная работа логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи», руководит практикой студентов

Елена Николаевна Скатова, ассистент, читает курсы «Логотехнологии», «Логоритмика», «Практикум по звукопроизношению», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», руководит практикой студентов

4 ассистента (Наталья Михайловна Левина, Марина Владимировна Пастухова, а также Елена Всеволодовна Гусева и Анастасия Владимировна Верозуб), являющиеся аспирантами или соискателями аспирантуры при кафедре, под руководством профессора Н.А. Фоминой работают над кандидатскими диссертациями.

Кроме того, на условиях возмездного оказания услуг на кафедре работают высоко квалифицированные специалисты в узких областях знаний, занимающие, как правило, руководящие должности в различных учреждениях г. Рязани, имеющие большой опыт практической работы и обеспечивающие студентам не только высокий уровень знаний, но и базы для проведения лабораторных занятий, практик и т.д.. Например, «Психопатологию и клинику интеллектуальных нарушений» читает заместитель главного врача Областного психоневрологического диспансера В.В. Комаров; «Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха» – директор общеобразовательной школы-центра дистанционного обучения Г.В. Карпачева; организацию и содержание работы ПМПК и психолого-педагогическую диагностику детей с речевыми нарушениями – заведующая МБУ ПМПК г. Рязани О.С. Путинцева. Е.А. Сопина – заведующая ПМПК Рязанской области ведет курсы: «Профилактика дисграфии у младших школьников», «Содержание логопедической работы с младшими школьниками», «Воспитание детей с тяжёлой умственной отсталостью», «Методика преподавания русского языка (специальная)» — к.п.н., доцент, директор ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Вера» г. Рязани» Г.Ю. Ерошина.

Учебная работа

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики является выпускающей по специальности 050715.65 «Логопедия», которая была открыта на факультете педагогики и психологии РГПУ имени С.А.Есенина в 2002 году с целью удовлетворения потребностей жителей России (и Рязани в первую очередь) в услугах профессиональных учителей-логопедов; бакалавриату направления 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Образование лиц с нарушениями речи»), который был открыт в 2011 г., и с 2011 г. — магистратуре направления 030300.68 «Психология» (магистерская программа «Психология личности»).

Подготовка специалистов ведется по образовательным программам классических университетов, выпускникам присваивается квалификация «учитель-логопед». Теоретическое обучение сочетается с различными видами практических и лабораторных занятий. Закрепляют теоретические знания студенты, проходя педагогическую практику в дошкольных (специальных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи, в специальной (коррекционной) школе для детей с тяжелыми нарушениями речи и на логопункте общеобразовательной школы.

Для более эффективной организации учебной работы со студентами и бакалаврами кафедрой налажено сотрудничество с различными специальными дошкольными и школьными образовательными учреждениями: школами №№ 18, 17, 23, 3, 59, 51, «Вера», 96, 10, 47, областной школой-интернатом, дошкольными образовательными учреждениями №№ 1, 10, 18, 65, 116, 103, 110, 126 , 130, 3, 77, 19; Рязанским домом ребенка, Солотчинским детским домом, Реабилитационным центром патологии речи и др. Эти связи постоянно совершенствуются и развиваются.

  

В июне 2014 г. осуществлен первый выпуск бакалавров заочного отделения направления «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Образование лиц с нарушениями речи», проходящих обучение по сокращенной программе на базе высшего образования.

Кроме того, преподаватели кафедры участвуют в подготовке психологов и социальных педагогов, специалистов в области педагогики и методики дошкольного и начального образования.

Наши выпускники

О высоком уровне качества образования и организации учебной работы на кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики свидетельствует успешность профессиональной деятельности наших выпускников, основная масса которых успешно работает в дошкольных, школьных и медицинских учреждениях г. Рязани и области. Многим из них присвоена 1 и высшая квалификационная категории, некоторые из них уже достигли определенных высот в профессии.

Елена Семеновна Матюкина является заведующей ДОУ № 17 г. Рязани.
Ирина Владимировна Степахина, учитель-логопед ДОУ № 131 г. Рязани, в 2010 году стала победителем областного конкурса «Воспитатель года» и представляла  Рязанскую область на Всероссийском конкурсе в Москве.
Юлия Владимировна Усанова, учитель-логопед ДОУ № 135, стала лауреатом III муниципального конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют-2011», организованного по инициативе Управления образования и молодежной политики администрации города Рязани, Совета молодых педагогов Рязанской области и городского информационно-диагностического (методического) центра.

Магистратура

В 2011 г. на кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики началось обучение магистрантов по направлению 030300.68 «Психология».

Руководителем магистерской программы «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» является Фомина Наталья Александровна, доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования и Академии имиджелогии, заведующая кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики РГУ имени С.А. Есенина. В программе принимают участие 1 доктор и 4 кандидата психологических наук.

Цель данной программы – обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области психологии личности, профессионально владеющих научно-исследовательскими методами работы, способных к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической деятельности, преподавательской и практической деятельности.

В основе магистерской программы лежит психология личности — теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека, целенаправленное формирование мотивации личности, проектирование приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсацию и коррекцию отклонений в развитии личности.

Помимо углубленного изучения методологических основ психологии, разделов психологии личности, психологии развития, социальной психологии личности, большое внимание уделяется освоению современных методов научно-исследовательской работы, системному исследованию свойств личности, овладению навыками работы психолога-консультанта с личностью в норме и патологии.

Согласно учебному плану, общая аудиторная нагрузка составляет 14 часов в неделю; продолжительность научно-педагогической практики — 8 недель, научно-исследовательской — 8 недель.

Форма обучения: очная

Срок обучения: 2 года

Обучение осуществляется на бюджетной и внебюджетной (платной) основе.

Принимаются лица, имеющие диплом бакалавра/специалиста по специальности «Психология» либо по непрофильным социально-гуманитарным (прочим) специальностям, имеющие осознанный интерес к психологии и достаточные знания основных проблем психологии и смежных наук.

Вступительные испытания проводятся в виде вступительного экзамена по общей психологии и психологии личности в объёме требований для выпускников бакалавриата по специальности «Психология».

Итоговая аттестация: государственный экзамен и защита магистерской диссертации.

Выпускнику магистратуры присваивается квалификация (степень): магистр психологии.

По окончании обучения магистр психологии способен работать практическим психологом как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими специалистами в области человекознания:

  • проводить научные исследования по проблемам психологии личности;
  • вести педагогическую работу в ВУЗе по психологическим дисциплинам;
  • осуществлять диагностику и коррекцию развития личности,
  • осуществлять работу по психологическому консультированию;
  • разрабатывать программы личностного роста;
  • оказывать психологическую помощь семье и самым разным слоям населения.

Он получает преимущественное право на поступление в аспирантуру по выбранной научной специальности.

Контактные телефоны: (4912) – 25-52-60 – директор Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина профессор Л.А. Байкова;

(4912) – 25-89-54 – руководитель программы зав. кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики РГУ имени С.А. Есенина профессор Н.А. Фомина.

Уже осуществлены 2 выпуска магистрантов, которые успешно сдали междисциплинарный итоговый государственный экзамен, защитили магистерские диссертации, отличающиеся актуальностью проблематики, научной новизной, теоретической и практической значимостью, и получили степень «магистр психологии». Многие из них получили дипломы с отличием, отдельные были рекомендованы для поступления в аспирантуру и продолжают работу над кандидатскими диссертациями.

Учебно-методическая работа

Преподавателями кафедры обеспечивается качественная подготовка студентов по специальности «Логопедия», бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» и магистрантов направления «Психология».

По всем учебным курсам ими разработаны тексты и презентации лекций, планы проведения практических и лабораторных занятий, материалы для текущего и итогового контроля, самостоятельной работы обучающихся. Они являются авторами учебно-методических пособий и учебных программ по различным курсам для студентов дневной и заочной форм обучения. На занятиях используются современные информационные и коммуникационные технологии и методы работы.

Профессор Н.А. Фомина избрана членом Президиума Учебно-методического объединения вузов России по психолого-педагогическому образованию и академиком Международной Академии Наук Педагогического Образования, является членом Научно-методического совета по социально-психологическим вопросам при Управлении по делам образования, науки и молодежи г.Рязани. Доц. Г.А. Толмачева является председателем экспертной группы по аттестации учителей-дефектологов на высшую квалификационную категорию при управлении образования, науки и молодежной политики Рязанской области.

Научная деятельность

Преподавателями кафедры под руководством доктора психологических наук, профессора Фоминой Натальи Александровны осуществляется научно-исследовательская деятельность в рамках 2-х долгосрочных общекафедральных тем: «Изучение личности, ее индивидуальных психологических свойств и их выраженности в речи» и «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья».

В рамках 1-й темы доцентом Беспаловой Т.М. выполняется докторская диссертация на тему «Особенности личности военнослужащих в их единстве и взаимосвязи (на примере курсантов военного вуза»), ассистентами Верозуб А.С., Левиной Н.М., Матюкиной Е.С., Гусевой Е.В., Пастуховой М.В. – кандидатские диссертации на темы «Соотношение темперамента и адаптированности студентов», «Ценностные ориентации и общительность студентов дефектологических специальностей», «Особенности темперамента и общительности педагогов дошкольных образовательных учреждений», «Особенности эмоциональной сферы современных студентов», «Ответственность личности в соотношении с феноменом отцовства» соответственно. Кроме того, еще 20 аспирантов и соискателей проводят диссертационные исследования по данной проблематике.

Результаты научных исследований обсуждаются на кафедре, на различных научных конференциях, в том числе на секции «Личность и речевая деятельность в современных исследованиях», руководимой Н.А. Фоминой в рамках ежегодной международной научно-практической конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества», организуемой Институтом психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина; на ежегодной международной конференции «Психолингвистика в современном мире», организуемой Ассоциацией психолингвистов Украины и Переяслав-Хмельницким госпедуниверситетом имени Г. Сковороды; ежегодной международной конференции «Личность в природе и обществе», организуемой РУДН, и др., а также систематически представляются в научных статьях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК России и Украины.

Развивается плодотворное научное сотрудничество кафедры с различными образовательными и научными учреждениями.

Крепнут многолетние традиционные связи с Российским университетом дружбы народов. В рамках научного направления в области фундаментального изучения свойств личности, разрабатываемого доктором психологических наук, профессором РУДН А.И. Крупновым и его учениками, проводятся диссертационные исследования аспирантов и соискателей; в Диссовете РУДН проходят защиты кандидатских диссертаций. Аспиранты и соискатели под руководством проф. Фоминой Н.А. принимают очное и заочное участие в работе научных конференций РУДН «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика», «Высшая школа: проблемы и перспективы», «Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии», «Личность в межкультурном пространстве», «Самореализация личности в межкультурном пространстве» и др.; публикуют научные статьи в сборниках материалов этих конференций; в Вестнике РУДН, входящем в перечень изданий, рекомендованных ВАК России. Н.А. Фомина оппонирует диссертации, рецензирует их авторефераты, научные статьи.

Поддерживаются научные связи с Московским государственным областным социально-гуманитарным университетом (Коломенским филиалом): проф. Фомина Н.А. и доц. Толмачева Г.А. являются председателями ГАК в этом вузе, а проф. Ершова Р.В. – в РГУ имени С.А. Есенина. Преподаватели обоих вузов участвуют в работе научных конференций, оппонируют и рецензируют диссертации.

Осуществляются учебно-методические и научные связи с МГГУ имени М.А. Шолохова, в частности с зав. кафедрой специальной психологии и специальной педагогики, доктором психологических наук, профессором Левченко И.Ю., которая в течение многих лет возглавляла государственную аттестационную комиссию в РГУ имени С.А. Есенина по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика», проводила консультации студентов и преподавателей по научным и учебно-методическим вопросам.

Постоянно поддерживаются дружеские связи с лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии ПИ РАО (зав. — докт. психол. наук, проф. Кабардов М.К.).

В рамках договоров осуществляется сотрудничество с Переяслав-Хмельницким госпедуниверситетом имени Г. Сковороды и Восточноевропейским национальным университетом имени Л. Украинки (Украина).

В рамках 2 темы доцентом Толмачевой Г.А.. выполняется докторская диссертация на тему «Профессионально-личностная готовность учителей к работе с детьми с особыми образовательными потребностями», доцентами Самариной Э.В., Вороновой Е.В. исследуются проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Результаты исследований также представляются в докладах, научных статьях, в том числе в изданиях, включенных в список ВАК России, и центральных (журнале «Коррекционная педагогика»).

Аспирантура

С 2005 г. под руководством проф. Фоминой Н.А. при кафедре психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики открыта и активно действует единственная в г. Рязани аспирантура по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. За 7 лет подготовлены и успешно защищены в Диссертационных советах Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО) и Российского университета дружбы народов (РУДН) 12 кандидатских диссертаций.

В настоящее время Н.А. Фомина осуществляет руководство 24 аспирантами и соискателями, а также подготовкой докторской диссертации.

Все они работают в рамках научной школы Н.А. Фоминой по комплексному исследованию свойств личности и их проявлений в речи. Предложенная и разрабатываемая проф. Фоминой Н.А и ее учениками научная концепция целостного анализа проявлений свойств личности в тексте как продукте речевой деятельности предполагает системное рассмотрение личностных свойств и многоуровневый, поликомпонентный анализ текста. Данное научное направление находится на стыке общей психологии (психологии речи), психологии личности и психолингвистики.

Актуальность его исследования определяется повышением интереса к личности, индивидуальности человека, психологическим свойствам, определяющим эффективность его деятельности в различных сферах жизни, а также необходимостью поиска новых методов диагностики особенностей личности, одним из которых является диагностика речевая. В большинстве существующих различных подходов к изучению проявлений личности, ее свойств в речи изучаются отдельные характеристики индивидуальности (половозрастные, социальные, национальные признаки, особенности мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной и др. сфер) или частные личностные характеристики в отдельно взятых параметрах текста (главным образом, языковом и речевом), в то время как необходим целостный подход к изучению проявлений личности, ее свойств в речевой деятельности.

Научная новизна подхода Н.А. Фоминой состоит в том, что осуществляется целостное изучение проявлений в речи (ее собственно лингвистических характеристиках и психологических компонентах речевых действий) психологических свойств, характеризующих мотивационную, регуляторно-волевую и динамическую сферы личности, которые являются интегрированным выражением различных сторон характера, способностей, направленности и личности в целом.

Теоретическая значимость руководимых Н.А. Фоминой исследований в том, что они создают новые возможности идентификации личности по ее речи, дополняют психологию личности индивидуально-типологическим подходом к психологической характеристике речевой деятельности. С опорой на теоретическое положение о поликомпонентной, многомерно-функциональной организации актов поведения и деятельности человека А.И. Крупнова Н.А. Фоминой была разработана методика целостного, многомерно-функционального анализа речевой деятельности, точнее, текста как ее продукта: его мотивационного, эмоционального, когнитивного, регуляторно-волевого, динамического и результативного компонентов, которая позволяет раскрыть речевую деятельность в ее основных чертах, связях и отношениях, выявить ее структуру и механизмы регуляции, а также дает возможность более полной и глубокой характеристики индивидуальности субьекта речевой деятельности.

Практическая значимость их заключается в ориентации на решение задач психологической и педагогической практики: результаты данных исследований помогают психологам и педагогам в речевой диагностике личности, способствуют эффективному осуществлению реального индивидуального подхода в коррекционной, консультационной и учебно-воспитательной работе, а также обогащают содержание преподаваемых в вузах курсов общей психологии, психологии речи, психологии личности, дифференциальной психологии, психолингвистики и этнопсихологии.

В рамках данного научного направления выполнены и успешно защищены диссертации на соискание ученой степени доктора Н.А. Фоминой (2002) и кандидата психологических наук Н.А. Мирошкиной (1992), И.В. Чивилевой (2005), С.В. Елгиной (2006), Л.А. Власовой (2007), Т.А. Беспаловой (2008), И.С. Исаевой (2008), Ю.А. Гришениной (2009), А.Ю. Агаповой (2011), О.В. Теняевой (2011), А.Г. Алейкиным (2012), Арутюнян Т.А. (2013), Ленюшкиным Н.Э. (2014). Экспериментальные факты, полученные в рамках разрабатываемого направления, свидетельствуют об их перспективности для решения фундаментальных проблем психологии личности, дифференциальной психологии и психолингвистики.

Инновационная деятельность

Преподаватели кафедры совместно со студентами постоянно участвуют в инновационной проектной деятельности на различных уровнях. Проф. Фомина Н.А. участвовала в Фестивале экспериментальных площадок образовательных учреждений Рязанской области в качестве руководителя Проекта «Программное обеспечение образовательного компонента для обучения детей с умеренной умственной отсталостью» (на базе школы-интерната «Вера»), который занял 1 место в номинации «Практико-ориентированный проект». Доц. Самарина Э.В. заняла 1 место в Конкурсе регионального и всероссийского уровня III-го Всероссийского фестиваля «Содействие» в номинации «Социальная адаптация инвалидов и их семей» и Конкурсе инновационных проектов профессорско-преподавательского состава РГУ имени С.А.Есенина «Рязань — Финовфурт» с проектом «Через волонтерскую поддержку к открытому миру» (Проблемы реабилитации детей-сирот с множественными нарушениями в развитии в условиях загородного стационарного учреждения «Елатомский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в развитии» Министерства социальной защиты населения); получила благодарность и. о. министра социальной защиты населения г. Рязани за участие в Проекте международного сотрудничества с организацией «Беннохаус» (Мюнстер, Германия) «Навигатор будущего»; с проектом «Превратим ненужное в полезное и безопасное» стала лауреатом конкурса студенческих инновационных проектов. Доц. Беспалова Т.М. осуществляла руководство инновационно-проектной деятельностью студентов с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в Льговской женской колонии для несовершеннолетних в рамках инновационного проекта «Стать другим, переосмыслив, оценив: социально-психологическая поддержка несовершеннолетних лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы», направленного на создание условий для снижения уровня их агрессивности, конфликтности, эмоциональной напряженности, тревожности; повышения уровня рефлексивности и эмпатии; формирования стрессоустойчивости, снижение риска возникновения у заключенных неадекватного поведения, стабилизацию психоэмоционального состояния и профилактику появления рецидивов делинквентного поведения. Под ее руководством в рамках проекта «В этом мире хватит места для всех: интеграция молодых инвалидов в общество» студентами совместно с Правительством, Министерством соцзащиты населения по Рязанской области была организована специализированная профильная смена «Мир во мне и я для мира» для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском оздоровительном лагере «Лучезарный», студенты подготовлены к участию в областном фестивале «Солнце в ладошках» и к систематическим мероприятиям в Территориальном отделении №3 «Всероссийского общества инвалидов» г. Рязани с целью оказания помощи и поддержки людям с ограниченными возможностями в адаптации и интеграции в образовательное, культурное и социальное пространство за счет раскрытия и реализации внутреннего потенциала их личности, повышения их социально-психологической культуры и преодоления отчуждения. Доц. Толмачевой Г.А. был разработан и апробирован инновационный проект «Использование лекции-диалога в профессиональной подготовке будущих логопедов», отмеченный благодарственным письмом оргкомитета конкурса. Под руководством асс. Левиной Н.М. в рамках систематического сотрудничества с различными дошкольными и школьными образовательными учреждениями г. Рязани кафедрой осуществляются различные проекты в рамках оказания методической помощи заместителям директоров и учителям начальных классов общеобразовательных школ, воспитателям и учителям-логопедам детских садов.

Участие в работе системы дополнительного образования

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики ежегодно участвует в реализации программ дополнительного образования.

На протяжении нескольких лет при кафедре совместно с ИДМЦ г. Рязани организовывались и силами преподавателей кафедры проводились курсы повышения квалификации для работников образовательных учреждений г. Рязани по программам «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в развитии» (для учителей-логопедов дошкольных), «Психологическое сопровождение учащихся начальных классов в условиях ФГОС» (для педагогов школьных) образовательных учреждений.

Преподаватели кафедры участвуют в работе системы дополнительного образования в рамках НОЦ Практической психологии и психологической службы ГРУ имени С.А. Есенина.

Общественная деятельность членов кафедры

Преподаватели кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики активно участвуют и в общественной жизни.

Профессор Н.А. Фомина участвует в работе Международной академии наук педагогического образования и Академии имиджелогии, Президиума Учебно-методического объединения вузов России по психолого-педагогическому образованию, Научно-методического совета по социально-психологическим вопросам при Управлении образования и молодежной политики г. Рязани,. Она является иностранным членом Ассоциации психолингвистов Украины, членом Регионального Совета по грантам РГНФ, научно-технического совета РГУ имени С.А. Есенина, Совета института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина. Несколько лет была членом Ученого совета РГУ имени С.А. Есенина, Председателем экспертной группы при Управлении образования, науки и молодежной политики Рязанской области по аттестации психологов на высшую квалификационную категорию. Введена в новый состав Диссертационного совета РГУ имени С.А. Есенина. Доцент Э.В. Самарина является членом Совета ИНО и Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина. Доцент Г.А. Толмачева является председателем экспертной группы при Управлении образования, науки и молодежной политики Рязанской области по аттестации учителей-дефектологов на высшую квалификационную категорию. Проф. Фомина Н.А. и доц. Беспалова Т.М. участвуют в осуществлении психолингвистических и психологических экспертиз для Управления МВД, Управления наркоконтроля, Следственного комитета России по Рязанской области и пр. организаций.