Кафедра общей психологии

Адрес: г. Рязань, ул. Полонского, д.18, ауд. № 22

Телефон: 8 (4912) 25-74-37

График работы кафедры:

  • пн-пт:  7:30 – 15.00; 12.00 – 12.30 – обеденный перерыв
  • сб: 7.30 – 13.00; 10.30 – 11.00 – перерыв
  • вс – выходной

В соответствии с решением Ученого совета университета от 05 июня 2009 года об изменении структуры института психологии, педагогики и социальной работы в сентябре 2009 года в единую кафедру были объединены кафедра психологии и кафедра общей и возрастной психологии. Объединенная кафедра получила название кафедры общей психологии.

История кафедры общей психологии объединяет традиции научно-методической, педагогической и воспитательной работы кафедры психологии университета и кафедры общей и возрастной психологии.

Кафедра психологии образована в 1949 году. Руководил коллективом долгое время доктор философских наук профессор Владимир Иванович Селиванов, Заслуженный деятель науки РСФСР, ведущий ученый, который создал научную школу по проблеме воли, хорошо известную в СССР.

Началом существования кафедра общей и возрастной психологии считается декабрь 1999 года. Кафедра обеспечивала подготовку специалистов-психологов на психологическом отделении факультета педагогики и психологии.

В 2010-2011 учебном году кафедра перешла на двухуровневую подготовку студентов по направлениям 030300 «Психология», профиль подготовки «практическая психология», 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки «Психология образования». В настоящее время осуществляется набор студентов по этим направлениям подготовки.

Исполняет обязанности заведующей кафедрой общей психологии кандидат психологических наук, доцент Наталья Викторовна Евтешина.

Область научных интересов: психология идентичности личности, психологическая помощь в экстремальных ситуациях, спортивная психология.

 

 

 

 

Состав кафедры

 

 

Горохова Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент.

Область научных интересов: история психологии, методологические основы психологии, психология личности.

 

 

 

 

Байкова Лариса Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор,  действительный член Академии педагогических наук и социальных наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования. Область научных интересов: гуманистическая психология, гуманистическая педагогика, психология здоровья, социальное здоровье, сравнительная педагогика.

 

 

Митина Марина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент. Область научных интересов: психология развития, психология семьи.

 

 

 

 

 

 

Макеева Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент. Область научных интересов: педагогическая психология, психология детей с отклонениями в развитии.

 

 

 

 

 

Вознесенская Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент. Область научных интересов: проблемы практической психологии системы образования.

 

 

 

 

 

 

Башкирева Татьяна Валентиновна, доктор биологических наук, доцент. Область научных интересов: прикладные аспекты психофизиологических исследований.

 

 

 

 

 

Еремкин Юрий Логинович, кандидат педагогических наук, доцент. Область научных интересов: прикладные аспекты психодиагностики.

 

 

 

 

 

Назарова Юлия Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент. Область научных интересов: психология детей с отклонениями в развитии.

 

 

 

 

 

 

Исаева Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент. Область научных исследований: консультативная психология, психология девиантного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

Лукова Марина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент. Область научных исследований: проблемы профессионального становления психолога, гендерная психология

 

 

 

Шильцова Юлия Вячеславовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель. Область научных интересов: эмоциональный интеллект, ассертивность старших дошкольников, психология младших школьников.

 

 

 

 

 

Матвеев Роман Евгеньевич, ассистент. Область научных интересов: проблемы агрессивного поведения подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

Дигол Татьяна Евгеньевна, ассистент.

 

 

 

 

 

Главина Ирина Николаевна, старший лаборант.

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрунина Наталья Александровна, студентка 3 курса направления подготовки психолого-педагогическое образование, лаборант кафедры

 

 

 

 

 

 

 

Сведения о персональном составе научно-педагогических работников кафедры

Учебная и научная деятельность кафедры

Кафедра общей психологии является выпускающей кафедрой по направлениям подготовки бакалавриата «Психология» и «Психолого-педагогическое образование», магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Преподаватели кафедры также обеспечивают подготовку по психологическим дисциплинам различных направлений подготовки университета.

В качестве основных целей деятельности кафедра общей психологии выдвигает:

  1. Обеспечить выполнение аккредитационных показателей по специальностям 030301.65 «Психология», 050706.65 «Педагогика и психология»; направлениям подготовки бакалавриата 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», 0303000.62 «Психология»; направлению подготовки магистратуры 050400.68 «Психолого-педагогическое образование».
  2. Разработать методические материалы для обучения студентов-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий.
  3. Увеличить количество публикаций ППС кафедры в системе РИНЦ.
  4. Осуществлять деятельность по развитию и реализации дополнительных профессиональных образовательных программ.
  5. Посредством воспитательной работы, осуществляемой кураторами академических групп и другими преподавателями кафедры в рамках учебного процесса, увеличить уровень корпоративной культуры студентов.
  6. Осуществлять проведение профориентационной работы среди школьников, направленной на увеличение имиджа университета.
  7. Осуществление системной модернизации содержания и структуры подготовки психологов на основе принципов Болонского соглашения;
  8. Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс подготовки по дисциплинам психологического направления;
  9. Развитие культурной, обладающей гражданской позицией, профессионально компетентной личности студентов посредством осуществления системы воспитательной работы кафедры, организуемой на основе творческого сотрудничества студентов и преподавателей, самоуправления социальной активности;
  10. Разработка научно-исследовательских проектов, внедряемых в социокультурную и экономическую сферы региона;
  11. Укрепление имеющихся связей установления эффективного сотрудничества кафедры общей психологии с организациями и учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, учреждениями науки, культуры и спорта;
  12. обеспечение высокой квалификации и неуклонного профессионального роста профессорско-преподавательского состава кафедры через развитие системы наставничества, работу учебно-методического семинара.

При кафедре действует с 2001 года научно-исследовательская лаборатория «Школа как развивающаяся и развивающая система» (научный руководитель – профессор, доктор пед. наук, Л.А. Байкова), участниками лаборатории являются заместители директоров школ по науке, соискатели, аспиранты, студенты, преподаватели кафедры. Лаборатория является базой, где проходят апробацию результаты научных исследований. Результаты внедряются в школах № № 8,10,44,46,51,56, которые в соответствии с договорами о сотрудничестве участвуют в теоретико-эмпирическом исследовании «Социальное здоровье субъектов образовательного процесса». При лаборатории организованы курсы повышения квалификации заместителей директоров школ по науке, для социальных педагогов, педагогов-психологов (объем 72 часа). Слушатели получают удостоверения государственного образца.

С 2009 года решением Совета Университета была открыта научно-исследовательская лаборатория «Психология спорта и практическая психология» ( научный руководитель — кандидат психологических наук. Евтешина Н.В.).

Лаборатория психологии спорта и практической психологии действует при кафедре общей психологии Института психологии, педагогики и социальной работы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» (РГУ), является научно-исследовательским структурным подразделением вуза.

Деятельность лаборатории направлена на координацию и интеграцию образовательного процесса и научных достижений в области исследования актуальных вопросов психологии спорта, рекомендаций по использованию вариативных технологий в целях обеспечения качества психологического сопровождения спортивной деятельности.

Кафедра общей психологии в рамках договорных отношений со следующими образовательными учреждениями и другими предприятиями города Рязани организует производственную практику студентов: Рязанская областная клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Баженова, МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков» г. Рязани.

Преподаватели кафедры реализуют Совместный европейский проект (ТEMPUSIV

543873- ТEMPUS– 1- 20123- 1 - DE– ТEMPUS– JPCR) «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями»

РГУ имени С.А. Есенина – член консорциума.

Цель проекта - координация усилий педагогов, психологов, ученых и практиков РГУв решении актуальных психолого-педагогических проблем модернизации образования, участие в системе инклюзивного образования в условиях открытости с учетом современных тенденций педагогической науки и практики.

Ежегодно студенты и преподаватели кафедры принимают участие в различных научных мероприятиях.

Фестиваль психологической науки и практики «Нет границ для человеческого познания…» (2013 г.)

В 2013 году Н.В. Евтешина, М.С. Лукова, Ю.В. Шильцова приняли участие в форуме молодых ученых г. Рязани и Рязанской области «Новый взгляд на город».

В апреле 2014 года преподаватели кафедры приняли участие в работе X Всероссийской научно-практической конференции, организованной Федерацией психологов образования России.

Ежегодно студенты-психологи принимают участие в межвузовской Олимпиаде на лучшие знания в области психологии «Шаги к успеху и профессионализму», огранизованной Академией ФСИН России. В 2014 году Роман Матвеев, Анастасия Фафашкина, Анастасия Авилкина, Денис Яшечкин, Жанна Королькова, Анастасия Алёхина под руководством и.о. зав. кафедрой общей психологии, кандидата психологических наук Н.В. Евтешиной одержали победу.

Аспирантура

Руководство аспирантами и соискателями по специальности 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования на кафедре осуществляет доктор педагогических наук, профессор Л.А. Байкова. В 2010 - 2013 г. успешно защитили кандидатские диссертации по проблемам гуманизации следующие аспиранты: Логинов Виктор Владимирович по теме «Развитие смысложизненных ориентаций студентов средствами иностранного языка в образовательном процессе вуза» (2010), Поддубная Ольга Юрьевна «Образовательно-воспитательное пространство Интернета как средство развития информационной культуры студентов» (2010), Поднебесная Элла Игоревна «Педагогические аспекты формирования социального здоровья подростков» (2010), Костина Наталья Кирилловна «Ценностно-практический подход к ориентации учащихся профильных классов» (2010), Галицына Ирина Васильевна «Организационно-педагогические условия становления и функционирования системы психологической службы вуза» (2011), Ладохина Ирина Юрьевна «Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе»(2012), Микова Ирина Митковна «Академическая мобильность студентов в вузах России и США»(2013).

В октябре 2013 года преподаватель кафедры Башкирева Татьяна Валентиновна защитила докторскую диссертацию «Физиологическое обоснование особенностей адаптационных реакций у спортсменов-парашютистов в экстремальных условиях профессиональной деятельности» при диссертационном совете при Российском университете дружбы г.Москва.

Публикации преподавателей кафедры

За период с 2012 года по настоящий момент преподавателями кафедры было опубликовано порядка 30 научных и учебно-методических работ. К числу наиболее значимых можно отнести следующие публикации:

  • Байкова Л.А.О некоторых критериях эффективности воспитательной системы школы и вуза // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 3 (27). С.20-27.
  • Байкова Л.А.Формирование научного метода Марии Монтессори // Российский научный журнал. 2013. № 5(36)С. 41-46 ( в соавторстве
  • Байкова Л.А. Гражданская позиция и социальное здоровье как критерии эффективности воспитательной системы образовательного учреждении
  • Байкова Л.А.Проблемы исследования социального здоровья детей и молодежи
  • Еремкин Ю.Л,, Савкина В.Ю. Ассертивное поведение как альтернатива агрессивности и комплиантности
  • Назарова Ю.В. Психологическое и социальное здоровье участников образовательного процесса
  • Байкова Л.А.Психологическая, педагогическая науки и практика// Психолого-педагогический поиск. 2012. №3 (23). С.127-132
  • Байкова Л.А.Укрепление социального здоровья детей и молодежи как условие безопасности и развития общества//Известия РАО.2012. № 2 (22) С.448-458. Рязань,РГУ имени С.А. Есенина, 2012.
  • Байкова Л.А. Теоретико-методологические подходы исследования взаимосвязи психического//Педагогическое образование и наука.2012.№4. С.75-79
  • Башкирева Т.В.Физиологические и психологические концепции адаптационных реакций на стресс-фактор //Российский научный журнал. № 1 (26). – 2012 –С. 262-267
  • Башкирева Т.В. *(соавтор.: Северин А.Е. Чибисов С.М. Башкирева А.В.)Гендерные различия циркасептанного ритма у спортсменов парашютистов в экстремальных условиях//Современные проблемы науки и образования.№2 – 2012
  • Евтешина Н.В.Профилактика противоправного поведения учащихся как одно из направлений деятельности психологической службы в области спорта (на примере деятельности психологической службы МБОУ ДОД «СДЮСШОР «КОМЕТА»)
  • //Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции, 4-6 октября 2012 года / под ред. Л.А. Байковой, Н.А. Фоминой; РГУ имени С.А. Есенина. - Рязань,
  • Еремкин Ю.Л. Исследование проявлений агрессии в отношениях между школьниками //Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции, 4-6 октября 2012 года / под ред. Л.А. Байковой, Н.А. Фоминой; РГУ имени С.А. Есенина. - Рязань, 2012. С. 256-261
  • Исаева И.С.Исследование личности военнослужащего.//Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции, 4-6 октября 2012 года / под ред. Л.А. Байковой, Н.А. Фоминой; РГУ имени С.А. Есенина. - Рязань, 2012. С. 87-91
  • Лукова М.С. Профессиональное обучение как фактор личностного развития студентов-психологов.//Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции, 4-6 октября 2012 года / под ред. Л.А. Байковой, Н.А. Фоминой; РГУ имени С.А. Есенина. - Рязань, 2012. С. 387-390
  • Митина М.А.Влияние типа семейного воспитания на эмоциональное развитие дошкольника.//Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: материалы X Юбилейной Международной конференции, 23 июня 2012. С. 183-186
  • Назарова Ю.В.Модернизация образования и ценностей студенчества.//Модернизация образования: прошлое, настоящее, будущее: материалы XIX Рязанских педагогических чтений, 23 марта 2012 года/ отв. ред. Л.А. Байкова, И.В. Бакова; Ряз.гос.ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2012. С. 140-142
  • Горохова Е.Н.Исследование структуры способностей детей, обучающихся в спортивной школе.//Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции, 4-6 октября 2012 года / под ред. Л.А. Байковой, Н.А. Фоминой; РГУ имени С.А. Есенина. - Рязань, 2012. С. 181-183
  • Макеева Е.А.Мотивация самовоспитания студентов.//Модернизация образования: прошлое, настоящее, будущее: материалы XIX Рязанских педагогических чтений, 23 марта 2012 года/ отв. ред. Л.А. Байкова, И.В. Бакова; Ряз.гос.ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2012. С. 136-138

Монографии

  • 1. Байкова Л.А.Социальное здоровье детей и молодежи:методология,теория и практика: монография //Л.А.Байкова; РГУ имени С.А.Есенина.- 2-е изд., стереотип.- Рязань, 2012.-224с. (Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ №05-06-53601 а/Ц
  • 2. Евтешина Н.В. Профессиональная идентичность психологов: учебное пособие/Н.В.Евтешина; РГУ имени С.А.Есенина.- Рязань.-2013.-84с. Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений высшего профессионального образования.
  • 3.Башкирева Т.В. Функциональное и психоэмоциональное состояние детей и учащейся молодёжи: Монография Т.В.Башкирева;РГУ имени С.А.Есенина.-Рязань,2005
  • 4.Шильцова Ю.В. Ассертивность как механизм социальной адаптации дошкольников. LAPLAMBERTacademicPublishingGmbH& Co. 2012

Наши выпускники

Квашенко Наталья Алексеевна.

Окончила РГУ имени С.А.Есенина в 2012 году.

Психолог, Отделение Пенсионного фонда по Рязанской области

 

 

 

 

Коваленко Татьяна Александровна.

Окончила РГУ имени С.А.Есенина в 2012 году.

Психолог, ФКУ "Республиканская Клиническая Инфекционная Больница" ("РКИБ") Минздрава России (Санкт-Петербург, Усть-Ижора)

 

 

 

 

Юкин Вадим Вячеславович

Окончил РГУ имени С.А.Есенина в 2007 году, специальность «Педагогика и психология», тренер, педагог-психолог СДЮСШОР по лёгкой атлетике и ДЮСШ №1 г. Рязани

 

 

 

 

Фертауп Евгения Валерьевна

Окончила РГПУ в 2005 году, специальность «Психология», медицинский психолог  Рязанской областной клинической психиатрической больницы имени Н.Н. Баженова, психолог Центра развития личности«Академия детства»

 

 

 

 

 

Голубева Виктория Андреевна

Окончила РГУ имени С.А.Есенина в 2005 году, специальность «Психология», медицинский психолог Рязанской областной клинической психиатрической больницы имени Н.Н. Баженова, психолог Центра развития личности «Академия детства»

 

 

 

 

Котюкова Алиса

Окончила РГУ имени С.А,Есенина в 2011 году, специальность «Психология».Клинический психолог ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава РФ.